Rambler's Top100


logo














 

 

  МОРСКАЯ АКВАРИУМИСТИКА

Оформление морских аквариумов: концепции и тенденции

    Данная статья является обзорной и ни в коем случае не претендует на установление каких-либо парадигм в дизайне морских аквариумов, скорее это список примеров концепций оформлений.
    Основной концепцией для оформления любого морского аквариума является максимально близкое перенесение пейзажей живой природы, или говоря конкретнее, стенки риф-рока в морской аквариум. Любой аквариумист, сколько-нибудь серьезно занимающийся оформлением пресноводных аквариумов понимает, что основой пресноводного дизайна является перенос пейзажей надводной жизни в аквариум, согласно правилам золотого сечения и прочей канонике дизайна. Состоялись и укрепились такие термины (виды оформлений), как "солнечная долина", "тропические заросли" и т.п. В последнее время все чаще оперируют понятием "aquascape", объединяющим такие типы оформлений – производным от aqua и landscape (ландшафт). Строго говоря, если не брать аквариумы в стиле концепт-арт, арт-хаус и прочее, вокруг акваскейпа построена в настоящее время вся парадигма пресноводного оформления.
    В морской же культуре оформлений дела обстоят совершенно по-другому. Хочу заметить, что здесь и в дальнейшем под морским оформлением я имею в виду прежде всего рифовое оформление, т.е. оформление с беспозвоночными гидробионтами. Оформление исключительно с рыбой и на искусственной фильтрации, строго говоря, может строиться по канонам классического дизайна, и, следовательно, совпадать с пресноводным.

    В морских оформлениях мы максимально достоверно переносим картину рифа в аквариум, а не создаем что-то свое, поскольку стенка рифа с точки зрения дизайна является самодостаточным объектом.

Риф (окрестности Дахаба)
(Все фотографии при клике открываются в полном размере)

    Сразу хочу подчеркнуть, что стенка рифа является самодостаточным с точки зрения дизайна объекте, о чем я также говорил в прошлогоднем докладе. Настоящая статья адресована тем, кто хочет пойти дальше. Итак, почему копирование? Чем это обусловлено?

    1. Большей сложностью в содержании морских гидробионтов.
    Прямым аналогом сложности в пресноводной аквариумистике является так называемый аквариум голландского типа.

Аквариум голландского типа

    Однако там мы не сталкиваемся со следующими проблемами:

    1а. этажность.

Течения и этажность

    Морские гидробионты, в отличие от пресноводных растений, составляющих биологическое ядро акваскейпа, гораздо более чувствительны к расположению по вертикали. И не всегда биологически необходимое расположение, совпадает с дизайнерски необходимым.

    1б. течения. Многие морские гидробионты крайне чувствительны к набегающему потоку, что делает их ритмическое, к примеру, расположение затруднительным.

    2. Коралловые войны.
    Не будем подробнее останавливаться на этом явлении, полагаю, любому морскому аквариумисту оно хорошо знакомо.

    Суммируя вышесказанное, следует признать, что сложность в обеспечении жизнедеятельности морских гидробионтов не позволяет нам создавать ландшафты, пользуясь дизайнерскими парадигмами. Следовательно, она является главным препятствием. Как это препятствие обойти?
    Ответ, как обычно, скрыт в вопросе. Сильной точкой золотого сечения, компонентами ритма в морском аквариуме должно стать что-то другое, не гидробионты. И здесь мы вплотную подходим к теме статьи.
    Устоявшейся практикой в оформлении морских аквариумах является использование так называемых баннеров. Это рисунок, нанесенный на пластик с помощью технологии термопечати. Не будем останавливаться на тонкостях процесса, смысл в том, что на пластик, который в дальнейшем станет фоном для морского аквариума можно нанести любой рисунок. Это не является новостью, так же как и новой технологией. Вопрос в том, что из всех доступных приемов используется, по сути, только один – создание перспективы, визуальное продление аквариума вглубь.

Рифовая стенка

    Я предлагаю подход, при котором фон становится визуальным центром. Это позволяет при оформлении заставить гидробионтов подстраиваться под идею оформления, а не наоборот. Итак, переходим к конкретным примерам.

    1. Использование техногенного объекта в качестве сильной точки золотого сечения.
    Этот вид оформления фона имеет ряд преимуществ:

    1а. Необычность.
    Использование индастриал-объектов в морской аквариумистике пока еще недостаточно развито, хотя если посмотреть на наиболее демонстрационные подводные фотосессии- антропогенные объекты достаточно часто являются в них ключевым элементом. Будьте первыми!

Использование индастриал-объекта как сильной точки

    1б. Контрастность.
    Как правило, техногенные объекты имеют мрачную цветовую гамму. Тем контрастнее на их фоне выглядят яркие морские гидробионты.

Индастриал – оживление

    1в. Тематичность.
    Поскольку материал статьи касается клиентской аквариумистики, очевидным является преимущество тематического подбора фона. Корабль для любителя подводных пейзажей, двигатель для магазина запчастей... дополните список сами.

дополните список...

    1г. Прямые линии.
    Именно по причине техногенности, золотое сечение и правило кривых может соблюдаться близко к идеалу.

    2. Абстракционизм.

Абстракционизм

Абстракционизм

    Недостаточно используемая, можно сказать, вообще неиспользуемая, ветка концепта. Казалось бы, само направление абстракционизма несовместимо с аквакультурой, которая суть воплощение картин Жизни. Однако это не так. Вопрос в том, что именно понимать под абстракцией. Если под этим понимать строгие геометрические фигуры в окружении подводного мира, то это очень интересное и перспективное направление.

    3. Падающий свет.

Падающий свет

    Использование световой перспективы падающего отраженного света имеет следующие преимущества:
    Сверхконтрастность (на фоне игры черного и белого будут адекватно смотреться и бело-ориентированные объекты, и черно-ориентированные).

    4. Каньон.
    Достаточно узкое, казалось бы направление. Каньонные баннеры объединяют в себе следующие характеристики: светлая часть, сверхконтрастная с темной, как правило, расположенная вертикально. Однако этот весьма узкий сегмент баннеров может оказаться практически незаменимым при оформлении вертикальных объемов. Те, кто сталкивался с оформлениями башнеобразных аквариумов, знают как сложно предложить клиенту рисунок. Практически все пейзажные фотографии имеют альбомную ориентацию, тогда, как в этом случае нужна книжная. Каньонный баннер в данном случае – вариант.

Работа с вертикалью  Работа с вертикалью

    5. Съемка снизу (множество объектов)

Множество объектов

    Прием, при котором используется фон с перспективой снизу. При подводной съемке на риф-роке это, как правило, дает следующий эффект: в кадре огромное количество объектов (как правило, рифовой стайной рыбы). Причем эти объекты будут отражены на фоне в виде силуэтов. Что, в свою очередь, дает эффект смазанного или ложного движения. На фоне двигающегося реального объекта (рыбы в аквариуме) множество силуэтов будут создавать эффект движения. Чтобы понять вышесказанное, быстро покрутите головой перед таким снимком.

    6. Живой статичный объект, как центр композиции.

Статичный объект

    Использование рыбы или другого движущегося в естественных условиях объекта в качестве фона исключено по понятным причинам. Однако вполне возможно использование в качестве сильной точки оформления живого статичного объекта, такого, как коралл или многощетинковый червь. Это может оказаться особенно полезным при работе с микрообъемами.

    Примеры этих типов дизайнерских решений можно видеть на приложенных к статье фотографиях.

Примеры дизайнерских решений

    Станислав Юрченко, фото автора.
    03.12.2010г.


Наверх   На Главную страницу

Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru     

Аквариум. Современная Аквариумистика.
Правообладатель: Живая Вода®   Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации интернет-ресурса vitawater.ru запрещены.

   © Живая Вода, 2001-2016 гг.   @webmaster

Реклама