Rambler's Top100


logo














 

 

5-я международная научно-практическая конференция

"Аквариум как средство познания мира"

состоялась 9 и 10 февраля 2008 г.
в помещении Московского Городского Дворца Детского Творчества (бывшего Дворца Пионеров) на Воробьевых горах.
Организаторы конференции – Евроазиатская региональная ассоциация зоопарков и аквариумов ("ЕАРАЗА") и компания "Аква Лого"

Продолжение рассказа о втором дне конференции (начало – тут).

    Доклады В.Васильева "Содержание черноморской афалины в условиях замкнутого бассейна" и А.Телегина "Проектирование крупных аквариальных экспозиций и комплексов" нами были пропущены.

Эльвира Станкевич – арт-директор Аквасалона Аквалого
Здесь и далее, кликните по фото, чтобы увеличить его




Настроение - Солнечное море
Фото 1.

Экзотика дальних странствий
Фото 2.

Хрустальный модерн
Фото 3.
Зато к следующему докладу "Дизайн аквариума в интерьере", который сделала Эльвира Станкевич – арт-директор Аквасалона Аквалого мы успели.
На фото Эльвира Станкевич

Доклад был построен на показе большого числа картинок с интерьерами и аквариумами, которые могли бы быть элементами данных интерьеров. То есть, были взяты типовые современные решения и к ним Эльвира подобрала подходящие по стилю аквариумы. Слушателям, таким образом, были представлены модельные, а не реальные ситуации. Тем не менее, получить представление о том, как можно найти гармонию между структурной организацией относительно небольшого объема аквариума и помещения в целом, было и полезно, и интересно. Приведу несколько примеров.

Фото 1. "Солнечное море". Возникающие ассоциации вполне понятны

Фото 2. "Экзотика дальних странствий". Это продолжение темы поездок во время отпуска по морским курортам. Забегая вперед, скажу, что еще один доклад второго дня был также посвящен решению вопроса создания приятных отпускных ассоциаций. Что ж, круг заказчиков на такие работы сформировался. Осталось только пожелать, чтобы "экзотика дальних странствий" стала доступной более широкому кругу россиян


Фото 3. "Хрустальный модерн"
Минимализм и лаконичность... Аквариум или телевизор?
Фото 4.
Фото 4. "Минимализм и лаконичность"... А все же, что лучше: аквариум или плазменная панель? Этот вопрос также обсуждался на конференции: стильный аквариум (как морской, так и пресноводный) лучше, но и сильно дороже...
Добрая старая Европа
Фото 5.
Фото 5. "Добрая старая Европа". Видимо аквариума, оформленного в чисто голландском стиле, не нашлось. На мой вкус, в оформлении верхнего аквариума есть московский акцент (чувствуется влияние стиля "Московский декоративный аквариум"). Хотя ведь и Москва европейский город, правда? Ну, а в нижнем – ощущается аромат сакуры в московском садике...
Японский стиль
Фото 6.
Фото 6. Японский стиль, японский аквариум – рискну сказать, что это направление аквариумного дизайна хоть и с трудом, но все же начало входить в моду в России. Встретить подобный аквариум можно в совершенно по-разному оформленных помещениях, и, чаще всего, он их не портит несоответствием стиля

    Далее, были достаточно подробно и на конкретных примерах рассмотрены вопросы выбора типа композиции, создаваемой в аквариуме, в зависимости от расположения этого аквариума среди остальных элементов интерьера.

Асимметричная треугольная композиция
Фото 7.

На фото 7 мы видим примеры асимметричной треугольной композиции в аквариуме,
закрытом с одного бока

    В докладе был представлен целый ряд возможных решений при различном расположении аквариума в помещении. Кроме того, были рассмотрены основные типы композиций и принципы их создания, наглядно проиллюстрированные с помощью специальных схем. Наверное, для аквариумистов этот доклад был самым содержательным и полезным из всех, что входили в программу данной конференции. Ведь не только профессиональному аквадизайнеру, но и аквариумисту-любителю важно уметь оформить аквариум так, чтобы он органично вписывался в интерьер комнаты.
    Нам остается только дождаться выхода в свет очередного ежегодника с материалами конференции и надеяться, что этот доклад будет там представлен в полном объеме.

    Следующим был доклад "Открытие экспозиции "Океанариум" при Одесском круглогодичном дельфинарии". Докладчик – Дузь Станислав Леонидович. Были показаны картинки об этой новой экспозиции. Морская аквариумистика становится все более популярной на территории бывшего СНГ, поэтому подобные выставки очень востребованы. А если они еще и обслуживаются квалифицированными экскурсоводами, то это и вовсе здорово.

Светлана Рыбалко

Владимир Ужик
    Очень интересным для аквариумистов-травников и профессиональных аквадизайнеров был следующий доклад "Аквариумная композиция: искусствоведческий аспект", который сделала Светлана Рыбалко, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории и теории искусства Харьковской академии дизайна и искусств. Хотя воспринимать его неподготовленному слушателю (мне, к примеру) было очень и очень непросто. Скажем, к таким выражениям как " ...философско-эстетическая парадигма... ", когда речь шла о возможных концепциях построения композиции в аквариуме, надо хоть немного привыкнуть – а то сходу и не сообразишь, что хочет донести до тебя докладчик.

    На фото – Светлана Рыбалко и Владимир Ужик, отвечающий на вопросы, которые последовали после доклада Светланы

    На самом деле этот доклад является непосредственным продолжением другого доклада, сделанного в прошлом году на аналогичной конференции Владимиром Ужиком: "Японский аквариум – живая природа в произведениях искусства". Чтобы понятнее изложить данную тему я буду прибегать к материалам обоих докладов, которые, на мой взгляд, практически об одном и том же.
    А начну я с конца, с одного из ответов на многочисленные вопросы, которые были заданы после доклада.
    – Насколько устойчивы подобные композиции?
    Ответ:
    – они вполне устойчивы и могут существовать неограниченно долго. Но для этого надо, чтобы человек с достаточно высокой квалификацией обслуживал аквариум два раза в неделю. Стоимость такой работы 400 долларов в месяц. Этот работник обязательно должен иметь высшее биологическое образование. А вот стоимость сотворения всей композиции в целом – около 10 000 долларов...
    Дорого? Авторы употребляли выражение "относительно дорого". На самом деле такая композиция составлена из нескольких тысяч растений, для ее создания требуются действительно качественные расходные материалы и оборудование, и, наконец, труд художника-создателя должен быть достойным образом вознагражден. Я намеренно употребил слово "художник", ибо работы такого уровня – это настоящие произведения искусства. Вот о том, почему такие аквариумы являются настоящими произведениями искусства и был доклад Светланы Рыбалко.

аквариум - победитель амановского конкурса (International Aquatic Plants Layout Contest 2004)

Аквариум – победитель амановского конкурса
(International Aquatic Plants Layout Contest 2004)

    Оформление аквариума в стиле Такаси Амано получило несколько названий. Сам основоположник называет подобные творения "Природный аквариум" (Nature Aquarium). По-моему, это название совершенно не соответствует сути дела. Такие аквариумы абсолютно далеки от того, чтобы представлять какой-либо природный биотоп. Не отражают они и тех картин, которые в действительности существуют под водой в природных биотопах. Более того, их поддержание требует применения дополнительного насыщения воды углекислотой и регулярного внесения удобрений, а также чисто механического ухода (стрижки растений). Все это к жизни природного водоема не имеет никакого отношения.
    Но вернемся к теме доклада. Вероятно, многие чувствуют неудачность названия "природный аквариум", поэтому эти аквариумы нередко называют иначе – японскими. Для японского аквариума характерен акцент именно на его художественной части, лучшие образцы являются произведениями искусства. В связи с художественным оформлением аквариумов живыми растениями, камнями, корягами можно говорить о зарождении сразу нескольких жанров визуальных искусств. В первую очередь это АКВАСКЕЙП – Aquascape – подводный пейзаж. Это словечко варварским образом сочетает в себе корни слов из разных языков – латинского и английского, но, тем не менее, всем понятно и потому легко прижилось. Слово Vitawater тоже все аквариумисты знают, так что это аналогичный случай, но vitawater старше акваскейпа J.

Собирающее двухмассивное построение композиции

Аранжировка аквариума в японском стиле
    Акваскейп в настоящее время начали считать одним из жанров изобразительного искусства. Работы В.Ужика и О.Барановской вошли в состав выставки Харьковского Художественного музея. У акваскейпа есть классические приемы построения композиции – это собирающее двухмассивное решение. Такое, как, например, на фотографиях слева. Здесь представлены варианты в "чистом виде". Как, мы видели выше, на конкурсах побеждают более затейливо построенные аранжировки.

Аквариум - победитель конкурса IAPLC 2005. Какое из искусств одержало победу: художественная фотография или аранжировка аквариума?

Композиция – победитель 2005 года

    Представленная на фото выше композиция много сложнее классической, хотя и сохраняет ее в своей основе. Однако здесь незыблемая уравновешенность скромно скрывается (хотя присутствует!) за динамизмом вертикальных и горизонтальных линий. В итоге, возникает пейзаж с иллюзией глубокой перспективы. Глаз будет довольно долго обследовать живую картину, переходя от объекта к объекту. Интересно, что такая картина живая в самых разных смыслах. Она, будучи во многом составлена из живых растений, меняется ежедневно. Оставаясь сама собой, она становится немного другой каждый новый день. Да еще рыбы оживляют ее своим движением, кроме того, они могут создавать своеобразный плавающий акцент. Поэтому подобные живые картины, по мнению Светланы Рыбалко интереснее классических живописных полотен. Вот, к примеру, запорожские казаки уже более ста лет все пишут и пишут письмо турецкому султану. И все в одних и тех же позах. Каждый раз, когда мы смотрим на эту картину ничего не меняется, а вот в акваскейпе совсем другое дело. Тут созданный художником мир по сути дела является живым. Лично я не согласен насчет запорожцев, но спорить тут не буду. Мое дело пересказать материал доклада.

Акваскейп и классическая живопись, утверждать что живопись навеки застыла и проигрывает акваскейпу в динамизме я бы не решился. Но все же не удержусь, чтобы не показать одну иллюстрацию от себя. Здесь слева 10 место амановского конкурса 2007, а справа – классическая живопись. На мой взгляд, классика все же живее акваскейпа: аквадизайнерам есть к чему стремиться

    Но акваскейп активно развивается, авторы начинают пользоваться все большим числом художественных приемов, например акцентируют внимание зрителя на каком-то намеренно увеличенном фрагменте композиции на переднем плане, а потом с помощью визуального ряда определенным образом расположенных объектов уводят зрителя в глубины аквариума. В итоге, он кажется просто огромным. Но это я опять начал рассказывать сверх того, что было на докладе (это о победителе IAPLC 2007). На этот аквариум можно посмотреть в журнале Аквариум. Кто его не выписал, рекомендую покупать в нашем Интернет-магазине. Возможно это даже выгоднее, чем выписывать.

    Однако вернемся к теме доклада.

Такой многоликий японский стиль.

Композиция, построенная на пластике горизонтальных линий. Она очень спокойна. И это уже не совсем пейзаж. Тут начало пути к спокойным миниатюрам

Как назвать эту миниатюру используя термины икусствоведов?

Японский аквариум может быть и совсем не пейзажным. Тут и миниатюры, построенные в соответствии с принципами икебаны: в основе три предмета отличающиеся друг от друга по восприятию своих объемов примерно на треть. В то же время можно сказать, что эта композиция в стиле ивагуми

    Словом, терминов, которые можно применять для анализа различных художественных аквакомпозиций немало. Но вот сказать, что понятийный аппарат (терминологический корпус, как выразилась докладчица) для определения жанровой классификации уже сложился, нельзя. А между тем, аквадизайнеры начали создавать композиции весьма близкие к таким живописным жанрам как натюрморт. Натюрморт – по многим причинам совсем уж неудачный термин. Есть для спокойных миниатюр с неживыми (да и живыми тоже) объектами другое название: тихая жизнь (нем. – still leben, англ. – still life). Оно вполне прижились в художественной фотографии. Кстати, амановский конкурс ведь процентов на 50% конкурс фотографов, а не только аквариумистов. Я всегда это подозревал, но вот переосмысливая доклад Светланы Рыбалко, я посмотрел внимательно уже упомянутую выше композицию – победителя IAPLC 2007 и окончательно в этом убедился. Впрочем, это уже совсем другая история и расскажу я об этом в другом материале. А пока перейду к следующему докладчику.

    Доклад назывался "Пейзажи коралловых рифов и их воспроизведение при оформлении морских аквариумов". Автор – Станислав Юрченко.

Станислав Юрченко

Морской аквариум - окно в природу.
    Выступление было отлично проиллюстрировано многочисленными картинками. Но я не буду его подробно пересказывать. Коснусь лишь сути дела. В отличие от акваскейпа, который является от начала и до конца художественным вымыслом, рифовые аквариумы копируют природный биотоп. Тут природа уже сама все придумала и лучше чем она сделать невозможно. Можно только попытаться воспроизвести... Но, в маленькой емкости (любой аквариум, даже большой – это все равно чрезвычайно маленькая, по сравнению с морем, емкость) разместить буквально все, что есть в реальном море невозможно. Поэтому, чтобы оставить у зрителя впечатление будто он вновь побывал на коралловом рифе, морскому аквадизайнеру надо уметь применять целый ряд приемов. Вот об этих приемах и было рассказано. Я перечислю лишь некоторые из них.

    Итак, морской аквариум – это окно в природу. (А композиция-то на фото все та же классическая?! Так ли уж велик разрыв между пресноводными и морскими аквакомпозициями? Насколько я понял, у автора нет никаких сомнений в том, что пропасть непреодолима). И все же, что надо сделать, чтобы максимально воспроизвести впечатления рифа (а не некой сказочной страны, как в акваскейпе)?
    Для начала надо правильно собрать аквариумную систему, чтобы обеспечить безукоризненные условия содержания гидробионтов. Подобрать оптимальный спектр ламп (голубой, но не темно синий!). Использовать узнаваемые виды рыб (крылатки, амфиприоны). Использовать стайное поведение рыб (стая из 10 рыб ведет себя также как и многотысячная). Использовать рыб разного размера вплоть до самых маленьких – гобиодонов, например. В сравнении с мелкими рыбами, средние будут казаться большими. Акцентировать внимание на необычных и красочных формах беспозвоночных. Добиваться глубины восприятия аквариума в том числе и с помощью фотообоев у задней стенки и не забывать про живые растения (без каулерпы-то как?).

Гоморева Ольга, Чеботаева Александра

Варианты строения хвостового плавника у королевских петушков

Варианты строения хвостового плавника у королевских петушков
    Следующий доклад: "Сиамские петушки и другие виды рода Betta – знакомство и перспективы селекционной работы". Авторы Гоморева Ольга, Чеботаева Александра. Был сделан обзор видов Betta. Показаны породы сиамских петушков, немного затронуты вопросы, связанные с селекционным разведением. К сожалению, о самой селекционной работе в должном объеме не говорилось. Фото были в основном с зарубежных сайтов. Но все равно, лишний раз привлечь внимание к лабиринтовым очень полезно. У этих рыбок давно сложился свой круг почитателей. Но, увы, довольно узкий круг. По-настоящему популярен только один вид: Betta splendens.
В Латвии развиввается жуководство. Ну а если говорить серьезно, то иного способа сохранить популяции некоторых редких уже видов просто-напросто нет.

Личинки плавунцов в аквариуме могут много кого съесть
    Далее были следующие доклады: "Использование холодноводных морских аквариумов в экспериментах по изучению гидродинамики макро- и микрообрастаний" (Светлана Чикадзе). Эта тема действительно далека от интересов широких масс аквариумистов и я не буду на ней останавливаться; "Экспериментальные наработки в области содержания и разведения широкого плавунца в условиях замкнутой аквасистемы лаборатории" (Валерий Вахрушев).
    Что тут скажешь? – "Высший кайф для мужиков – изучение жуков" – это университетская шутка адресованная студентам-энтомологам. Ну а если говорить серьезно, то разведение широкого плавунца дело действительно непростое. В неволе оных жуков размножить очень сложно. Как это ни странно, но японцы и тут в передовиках. Для аквариумистов же важно знать, что личинки плавунцов вполне могут попасть в аквариум вместе с растениями и живым кормом и натворить там немало бед (см. фото).
Дмитрий Тырин     Следующий доклад: "Технология содержания американского омара в условиях аквакультуры"
(Дмитрий Тырин). Конечно же, это совсем не любительская аквариумистика, но послушать об этом интересно. Доклад был подробно иллюстрирован, вот я и покажу несколько картинок. С их помощью представление об этом докладе вы получите.
Что надо знать об американском омаре? Размножение омаров
Обратите внимание на крайне низкий процент выживаемости личинок в естественных условиях А в неволе – совсем другое дело. Хотя все равно омары нынче дороги. Очень дороги… L

    И ничего удивительного здесь нет. До товарного размера тварь эту два года растить надо (это при 21°С), а плотных посадок она не переносит. Вернее хранить в ресторане в холодной воде и без корма омаров можно почти в навалку, но вот чтобы они росли надо создать им практически санаторные условия.

Как содержать молодь американского омара? Homarus americanus - содержание и разведение в неволе
Как содержать молодь американского омара? Содержание взрослых омаров
Требования к качеству воды при содержании омаров в замкнутых аквасистемах. Важнейший момент – обеспечение оптимальных гидрохимических условий, и без тестирования воды тут не обойтись. Требования к содержанию в воде нитритов и аммиака точно такие же, как и для аквариумных рыб
Андрей Телегин     Еще один доклад сделал Андрей Телегин. "Структура аквариумного сообщества России и Украины – попытка анализа ситуации и перспективы развития".

    К сожалению, я не очень-то запомнил этот доклад. Видимо потому, что к этому времени уже изрядно устал. На мой взгляд, программа второго дня получилась явно пересыщенной.

    Что удалось запомнить? Что в Украине клубное движение развито несравненно лучше, чем в России.

    В России аквариумисты общаются главным образом посредством форумов аквариумных интернет-ресурсов. А еще Живая Вода съезды проводит. Кроме того, морские аквариумисты плодотворно общаются на территории крупных фирм. К примеру, при Аквалого существует клуб аквариумистов-"моряков".

Константин Карабач

Линейка товаров от SOCHTING
Линейка товаров, в основе работы которых лежит процесс разложения перекиси водорода на специальной керамике, являющейся катализатором
    Еще один доклад: "Оксидаторы, карбонаторы, дозаторы – новая техника для подачи кислорода, углекислоты и других химических веществ в аквариумы и декоративные пруды" (Докладчик – Константин Карабач). Был показан фильм о применении оксидаторов и прочих устройств, разработанных на основе оксидатора. Рассказано о принципах работы оксидатора. Мы на форуме уже не раз обсуждали оксидаторы, не знаю, надо ли тут повторяться. Отмечу только, что докладчик рассказывал о высокой эффективности прудового варианта оксидатора при проведении зимовки карпов в подмосковье, а обычных оксидаторов – для карантинирования рыб. Про карантинирование я могу сказать тоже самое. Оксидаторы хорошо предотвращают развитие тяжелых бактериальных инфекций. Но, (это я уже говорю по собственному опыту) оксидаторы совместимы далеко не со всеми лекарствами, кроме того, при некоторых заболеваниях они противопоказаны. Но эта тема требует дальнейшего изучения. Пока же я использую оксидаторы для карантинирования очень широко и, в целом, очень доволен результатами.

    Вообще-то оксидаторы – чудесное изобретение. В идеале, их должен иметь каждый аквариумист. Вот только цена... Она совершенно не гуманная. В общем-то, непонятно, почему она такая высокая. Керамика, обладающая свойствами ускорять разложение перекиси водорода, никак не может быть дорогой. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что некоторые азиатские импортеры аквариумных рыб в пакеты с лабиринтовыми вкладывают водопроницаемые мешочки с катализаторами, совершенно аналогичными тем, что используются в оксидаторах. В каждом таком мешочке штук 20-30 катализаторов. Следовательно истинная цена их – копеечная. Итог этой непомерной дороговизны – низкий спрос. А ведь лозунг – КАЖДОМУ АКВАРИУМИСТУ ОКСИДАТОР!!! – действительно стоило бы претворить в жизнь. Потом фирмы-дистрибьюторы могли бы спокойно зарабатывать на торговле расходным материалом – специально стабилизированной и потому безопасной перекисью.

Кирилл Гаврилин     Еще доклад: "Пораженность эктопротозойно-бактериальными болезнями некоторых видов декоративных рыб" (Кирилл Гаврилин). Были изложены только еще предварительные результаты исследований. Сравнительный анализ степени зараженности рыб от различных азиатских поставщиков пока (как выяснилось в ходе оживленной дискуссии, последовавшей за докладом) нельзя считать корректным. Однако несомненно, что большая часть рыбы приходит с эктопаразитами, которые ослабляют рыбу и способствуют развитию вторичных бактериальных инфекций.

    Костии и триходины, по данным докладчика, в этом плане особенно опасны. Апиосомы (сидячие инфузории) могут и не вызывать острых бактериальных инфекций. Отмечу, что на мой взгляд, все эктопаразиты рыб вызывают вторичные "бактериалки". Поэтому любых эктопаразитов надо стараться как можно быстрее "сбить" с рыбы. В настоящее время наиболее эффективным и безопасным средством для этого является протазол, который можно использовать и в общем аквариуме. Кроме того, вторичные инфекции неплохо подавляются все тем же оксидатором, точнее, атомарным кислородом, который вышеупомянутое устройство понемногу выделяет в воду аквариума.

Константин Шидловский     И, наконец-то!!! Последний доклад. "Трансгенные рыбы: первые шаги, реальность и перспективы" (Константин Шидловский). В общем-то, от первых шагов, до теперешней реальности, когда трансгенных данио-рерио производят во множестве обычные российские и украинские разводчики, прошло уже много времени. Процентов на 80, а то и больше, этот доклад повторял мои статьи двухлетней давности.
флуоресцентные и хромо-белки, преспективные для создания ярких и светящихся в мягком ультрафиолете аквариумных рыб. Флуоресцирующие лягушки
На фото перспективные для работы флуоресцентные и хромо-белки. Возможно вскоре в иных аквариумах будет просто буйство красок, а, возможно, и нет... Флуоресцирующие лягушки. Почему бы таким не появится в продаже? Сингапурцы красят шпорцевых лягушек, но именно красят. Генетически модифицированных лягушек живьем я пока не видел

    Сам автор обещал сделать флуоресцирующую скалярию, что ж, пожелаем ему удачи! А представляете красного попугая со свойствами трансгенного данио? Ведь он не будет выцветать! Тем не менее, в практическом плане реализация этих замыслов куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Я много общался с одним из крупных специалистов в этом вопросе (он не хочет, чтобы его называли), который сам "конструировал" трансгенных данио разных цветов. Не разводил готовых рыб, которые по недосмотру их создателей случайно сохранили плодовитость, а именно сам вставлял необходимые гены в геном рыб, а затем выводил стабильную линию. Оказывается, все эти задачки далеко не из простых... С синтезом разных флуоресцентных белков возникают специфические проблемы и решать их нелегко. Кроме того, флуоресцентные белки синтезируются в мышцах, поэтому, чтобы их цвет и свечение были хорошо видны, кожа рыбы должна быть тонкой и прозрачной. Кожа скалярий такими свойствами не отличается. Это среди данио и медак (японских рисовых рыбок) молекулярные генетики смогли легко подобрать уже готовые отвечающие их целям стабильные генетические линии.
    Интересно, что ни сам докладчик, ни присутствующие в зале не обсуждали проблему категорического неприятия трансгенных аквариумных рыб в странах Европейского Экономического Содружетства. А ведь там просто страсти-мордасти творятся по этому поводу.

    Вот так прошла эта конференция. Надеюсь, что для вас, уважаемые посетители Живой Воды, это было нескучное чтение.

Владимир Ковалёв, фото автора, а также экранные копии фотографий, представленных докладчиками.

12 марта 2008 г.


Наверх   На Главную страницу

Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru     

Аквариум. Современная Аквариумистика.
Правообладатель: Живая Вода®   Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации интернет-ресурса vitawater.ru запрещены.

   © Живая Вода, 2001-2016 гг.   @webmaster

Реклама