Rambler's Top100


logo














 

 

Конкурс аквариумного дизайна на ЗООСФЕРЕ 2008

Конкурс аквариумного дизайна "Зоосфера 2008". Взгляд со стороны

Пробудись, вдохновение!

    Аквариумных дизайнеров высшего уровня совсем не хочется называть дизайнерами. Они – настоящие художники, потому что их творения – настоящие произведения искусства, ведь помимо грунта, растений, животных и декоративных элементов в каждом аквариуме живет частичка сердца его создателя.
    Увы, сегодня в нашей стране нет такой школы, где можно выучиться на художника-аквариумиста. Большинство профессионалов в этой области – это энтузиасты-самоучки, прошедшие долгий путь от начинающего любителя до ценного специалиста. Но что же делать тем, у кого при виде художественно оформленного аквариума вдруг защемило сердце, мир вокруг перевернулся, зазвучал новыми мелодиями, засиял новыми красками и человек понял: "это – мое"? Куда бежать, с чего начинать, к кому обращаться?
    Конечно же, оптимальный вариант – это наличие некоторого опыта, пусть даже начального любительского! Если такого опыта нет, начинать надо с самых азов, с самого начала – с теории, с изучения литературы и других источников, с общения с опытными владельцами аквариумов, с попыток содержания самых неприхотливых видов растений, рыб и других животных-гидробионтов.
    О том, что такое аквариум и как его оформлять, вы поймете, совместив теорию с личным опытом. Сегодня же нам хочется поделиться с вами размышлениями о философии аквариумного дизайна и о том, как добиться того, чтобы оформленный вами аквариум стал настоящим произведением искусства.
    Как мы уже говорили, школы (вуза, техникума, лицея, специальных курсов) аквариумного дизайна у нас не существует. Во всяком случае, на сегодняшний день. Кто-то начинал учиться самостоятельно, кто-то пользовался уже готовыми материалами и на их основе старался создать нечто свое, позаимствовав из фотоиллюстраций различных источников лучшее и добавив в композицию плоды собственной фантазии. Например, "настольной книгой" питерских аквариумистов в 90-е годы стало иностранное издание книги Такаси Амано, где содержалось множество цветных фотографий блистательно аранжированных аквариумов. Именно любуясь шедеврами, человек мог анализировать увиденное и не только понять общие принципы искусства аквариумного дизайна, но и развивать в себе вкус, чувство гармонии.
    Итак, первым действием для того, чтобы попробовать себя в роли аквариумного художника, будет наблюдение и анализ существовавших когда-либо готовых работ профессионалов. Даже не имея художественного таланта и не зная специфики изобразительного искусства, каждый из нас интуитивно догадывается о том, что красиво, а что – не очень, что радует глаз, а что – отпугивает своей вычурностью, что умиротворяет, а что – раздражает и т.д. Созерцание аквариумов – это хорошая стартовая площадка для того, чтобы пробудить в себе ту природную тактичность в вопросах эстетики, то чувство прекрасного, доселе, возможно, в ком-то дремавшее, но заложенное в каждом из нас с самого рождения.
    Это касается не только аквариумистики. Очень полезным будет и посещение музеев! Разглядывая цветные мазки на холсте, тончайшие штрихи на карандашном рисунке, таинственную игру драгоценных камней, гармоничную красоту скульптурных композиций, человек будет не только восхищаться и отдыхать душой. Обдумывая увиденное, он сможет раскрыть некие секреты мастерства художников и понять, как с помощью простейших технических приемов рука гения рождает настоящее чудо. А если у вас есть свободное время и средства – возьмите несколько уроков живописи и графики! Попробовав себя в роли художника, вы сможете понять общие принципы создания авторских работ, получить новые практические знания и почувствовать причастность к этому необыкновенно увлекательному процессу – процессу творчества.
    Вторым действием, конечно же, будет бесконечное совершенствование навыков аквариумиста. Еще совсем недавно большинство любителей "заводило" аквариум у себя дома именно из-за рыб, не придавая особого значения ни самому аквариуму, ни растениям, ни декорациям как частям художественной композиции, руководствуясь лишь обрывками кое-где почерпнутых советов. В советскую эпоху, увы, мы были лишены того великолепия, которое сегодня доступно любому желающему: в продаже можно найти аквариумы любого размера и формы, грунты и камни разных цветов и оттенков, сложнейшие осветительные приборы, богатейший выбор самих обитателей подводного мира; кроме того, сегодня есть возможность посещать международные выставки, общаться и делиться друг с другом знаниями с помощью Интернета и т.д. Сегодня наступает эра "цивилизованной" аквариумистики, когда перед каждым из нас ставится главная задача: найти компромисс между внешней красотой аквариума и комфортом для его жителей. Изучая жизнь животных и растений в теории и на практике, общаясь с профессионалами, следя за новинками зоорынка, каждый человек будет вооружен ценнейшими знаниями. Аквариумисту, владеющему этими знаниями и постоянно приобретающему новые знания, будет гораздо легче действовать! Отбросив все сомнения, комплексы и неуверенность, он сможет в полной мере дать свободу всем своим смелым фантазиям и мечтам, не нарушая принципов гуманности, оставаясь в ответе за тех, кого он приручил.
    Третье действие – это сам творческий процесс. Каждый аквариумист знает, что процесс создания некоего единого целого из составляющих частей – это настоящее чудо! Человек приобрел аквариум: он еще в упаковке, с ярлыками и ценниками; рядом громоздятся коробочки с таинственными приборами, а в емкости с водой ждут своего часа нежные и тонкие стебли растений… Установить, создать необходимую химическую среду, заселить, дать акклиматизироваться растениям и животным, внести коррективы и, наконец, наслаждаться результатом и поддерживать его – это величайшее таинство, настоящий праздник: были коробочки и баночки, и вдруг появился целый мир! Чтобы ваше творение было удачным, необходимо совершать каждое, даже самое прозаическое действие, осмысленно, неторопливо, со спокойным сердцем и хорошим настроением. Не следует браться за дело, если вы плохо себя чувствуете, грустите или раздражаетесь: аквариуму непременно передастся энергетика его создателя!
    А вот подход к своему творению у каждого человека будет совершенно индивидуальным. Аквариум-шедевр (с момента, когда появляется желание его сделать и до претворения этого желания в жизнь) может создаваться долгими месяцами, если не годами. Его творец постоянно вынашивает в душе некую идею, утверждается в своем решении или отказывается от него, делает эскизы, вновь и вновь просит совета у более опытных аквариумистов, ищет в продаже (либо изготавливает сам, либо заказывает у художников) декоративные детали оформления и т.д. Но бывают и аквариумы-экспромты, плоды сиюминутной фантазии, когда человек становится настоящим поэтом и потакает капризам своей музы, создавая композицию за короткий срок, на одном дыхании, пусть даже глубокой ночью, пусть даже до дикой усталости, до изнеможения, спеша не упустить это волшебное состояние души! И в том, и в другом случае результат может быть разным: аквариум может стать как посредственной "банкой", так и великолепной фантастической феерией! Все зависит лишь от опыта автора, его терпения, вдохновения и любви ко всему живому. Окунаясь в сказочный мир творчества, действуйте так, как велит ваше сердце, но не забывайте о правилах аквариумистики и своей ответственности за живые существа.
    Если замысел аквариума, который вы хотите сотворить, еще не ясен, и вы до конца не можете понять, что вам хочется – попробуйте определиться с тем, что будет воплощать в своем облике ваш подводный мир, и обязательно придумать название всей композиции. Композиция аквариума может стать маленьким сюжетом: например, она может изображать кусочек античного мира с обломками древнегреческих колонн среди растений, имитирующих стройные кипарисы, или же напоминать природный ландшафт того или иного климатического пояса (экзотических тропиков, суровую северную природу, родной, такой милый сердцу лес средней полосы России и т.д.). Ландшафт аквариума может отправить зрителя в волшебное пространство сказок, легенд и мифов, вымышленных миров писателей-фантастов и т.д. Назвав свою композицию и определившись с ее сюжетом, вы будете работать над своей "банкой" более уверенно. Помните одну простую истину: полетом вдохновения тоже надо уметь управлять! Что касается названий, то они очень и очень важны для аквариумистов – гораздо важнее, чем это кажется на первый взгляд. Они не только иллюстрируют замысел авторов, но и могут помочь неискушенному зрителю: сопоставив авторское название и свое впечатление, он поймет общие принципы работы над аквариумом. Его наблюдение за невиданной красотой мира застеколья из бездумного любования превратится в осмысленный, осознанный анализ увиденного: зачем здесь лежит коряга, что она изображает, какую роль в этой маленькой пантомиме играют плавучие хвостатые "артисты" и т.д.

Аранжировка аквариума Е.Боровика

    На конкурсе аквариумного дизайна, проходившего в нашем городе на выставке "Зоосфера" (2008 год) среди прочих критериев судейской оценки был и такой пункт: поэтичность названия и соответствие названию той или иной композиции. Это ориентирует зрителей и задает некие рамки автору аквариума – такой подход широко используется в мировой практике искусства аквариумного дизайна.
    Когда вы определились со своим выбором и уже составили свою композицию, необходимо свести все свои старания к фотографии! Аквариум – это живой организм, его необходимо запечатлеть, когда он находится на пике своего расцвета. Опытный художник-аквариумист хорошо знает, как будет выглядеть его детище, когда растения приживутся и начнут интенсивно расти, какую форму им можно придать при стрижке, как будут смотреться рыбы в ландшафте. Даже если вы – профессионал высочайшего уровня и сможете поддерживать свою композицию в идеальном состоянии, видоизменения аквариума все равно не избежать! Что-то сдвинется, что-то переместится, а какие-то детали рано или поздно надоедят вам самим, их захочется ликвидировать или переставить, поменять на другие. Все это изменит облик вашей картины… иной раз – до неузнаваемости.
    Итак, давайте подробнее остановимся на вопросах фотографирования. Зачем оно все-таки необходимо?
    Во-первых, фотография – это тоже искусство. Освоить принципы фотографирования подводного мира – полезнейшая практика для каждого! Кроме того, сама по себе фотография – это тоже шедевр, тоже маленькое авторское произведение. В отличие от оригинала, фото можно показать специалистам, разместить его в Интернете. Снимая свои работы, вы создадите свое собственное портфолио, и, если аквариумный дизайн перерастет из хобби в профессию, образцы ваших творений всегда можно продемонстрировать будущему заказчику.
    Во-вторых, каждый аквариумист совершенствуется в течение всей своей жизни. Зачастую бывает очень трудно провести границу между любительским уровнем и профессионализмом: творческий рост в процессе создания аквариумов неизбежен, и этому росту нет, и никогда не будет конца. Периодически просматривая фотографии, художник сможет сделать для себя ценнейшие выводы, заметить и проанализировать предыдущие ошибки, почерпнуть вдохновение для новых работ из собственных старых композиций или воссоздать вновь ту или иную, когда-то полюбившуюся ему работу. Фотография – это не только помощник, но и бесстрастный судья: глядя на фотографическое изображение трезвым, свободным от эмоций взглядом, более опытный художник сможет указать вам на некие несовершенства вашего творения и дать полезные советы на будущее.
    В-третьих, каждый аквариумист знает, что жизнь аквариума – мимолетна. В чем-то аквариум лучше живописного полотна или скульптуры, которые создаются из неживых материалов: он дышит, растет, развивается, движется, меняется. "Холстом" для этого полотна станет водная среда, заключенная в стеклянную раму, "красками" – растения, грунт и детали, "кистью" – инструменты, с помощью которых создается подводный ландшафт, а главным "двигателем" при создании картины, как и в живописи, будет вдохновение и рука мастера. Но у этой медали есть и другая сторона: аквариум не вечен, он хрупок и непредсказуем; растения и животные могут бурно разрастись, размножиться, заполонить собой все свободное пространство (и его нужно будет освобождать) или же, наоборот, не прижиться и погибнуть. Даже у самых опытных и знаменитых художников-аквариумистов случаются ошибки, провалы, неудачи, зачастую не зависящие от них самих – жизненные обстоятельства бывают разные... Поэтому фото аквариума послужит не только доброй памятью о той или иной работе, но и предостережет начинающих аквариумистов, обратившихся к вам за помощью, от подобных промахов. Кроме того, анализируя работу по фотографии, с пришедшим постепенно опытом можно будет понять, что вы сделали неправильно, как воссоздать такую же композицию и какие коррективы необходимо внести, чтобы она была более надежной и долговечной.
    Конечно же, у каждого мастера есть свои секреты, свои излюбленные приемы, свои предпочтения, свои любимые растения и животные, с которыми автору приятнее всего работать. Узнавая об аквариумистике и аквариумном дизайне все новые и новые подробности, глядя на фотографии – как свои, так и фотографии своих коллег, художник может вдохновиться на смелые, до последнего времени казавшиеся ему дерзкими, идеи, и попробовать себя в новом амплуа. Например, попытаться создать композицию в японском стиле, пользуясь рекомендациями последователей Такаси Амано, или сотворить так называемый джунглевый аквариум, столь любимый художниками-аквариумистами в современной Германии, или же, отойдя от всех общепринятых канонов, сделать нечто небывалое, неслыханное, "свое". Впрочем, об этом мы уже говорили: созерцание, наблюдение и анализ – лучшие помощники каждого аквариумиста!
    В-четвертых, у художественной (и не только!) фотографии есть своя философия. Еще в древнейшие времена человечество мечтало о том, чтобы найти средство, которое сможет "задержать" красоту, продлить счастливые минуты яркого солнечного утра, трепетного замирания сердца при встрече с любимым человеком, неповторимую улыбку младенца, уютное пламя камина, согревающее тело и душу холодными зимними вечерами. Все мы помним, что именно эта идея стала главной отправной точкой всего сюжета в пьесе "Фауст" великого Гете: человек должен был отдать душу Сатане, как только он поднимется на вершину своего счастья и воскликнет: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно"! И только спустя долгие века, люди изобрели фотографирование, которое смогло хотя бы частично, но решить эту проблему. Помня о непостоянстве, подвижности и эфемерности мира подводного (и мира вообще!) мы можем со всей уверенностью сказать: фотография продлевает жизнь аквариума, делает его бессмертным! Даже перестав существовать вообще, он навсегда останется с вами – не только в сердце художника и зрителя, но и в кадре. Любой снимок – это неповторимое, остановившееся мгновение. Для своего создателя он может рассказать гораздо больше, чем это кажется: посмотрев на изображение, вы не только погрузитесь в ностальгический мир воспоминаний, но и сможете вызвать из глубин памяти другие, порой очень ценные лично для вас вещи: при каких обстоятельствах проходила съемка, солнечно в тот день было, или хмуро, ликовало ли сердце, или оно было наполнено светлой грустью, что в этот момент было главным для жизни, звучала ли песня по радио, щебетали ли птицы за окном, был ли рядом любимый, близкий человек и т.д. Кажется, что сейчас мы повторяем избитые истины и уносимся "в дебри" от нашей конкретной темы, но…
    Став художником, пусть даже на любительском уровне, вы – уже не тот, что были раньше. Ваше сознание и внутренний мир уже изменились (пусть даже не заметно для окружающих и для вас самих)! Настоящий художник черпает свое вдохновение не только в воплощении какой-то идеи, но и в ощущениях, которые окружают его в обыденной жизни. Готовая работа – это не только проявление души, но и создание некоего настроения, которое автор сознательно или подсознательно передает зрителю. Поэтому, глядя на фотографии аквариумов, вы сможете испытать забытые чувства или же ощутить нечто новое, что подвигнет вас на создание следующей композиции.
    И последнее, о чем хотелось бы сказать. При работе над художественным аквариумом обязательно приучайте себя трансформировать свои эмоции в четкие мысли! На это не стоит жалеть ни времени, ни сил. Настоящий поэт – не тот, кто испытывает какие-то тонкие чувства, а тот, кто грамотно может их выразить. У каждого из вас сформируется свой собственный, ни на что не похожий, подход к творчеству. Искусный кулинар будет сравнивать свой аквариум с аппетитным, красивым деликатесом, меломан – с гармонично звучащей симфонией, человек, увлекающийся техникой – со сложнейшим, совершенным механизмом, заядлый театрал – с подмостками, на которых разворачивается действие и т.д. Как бы то ни было – творите, экспериментируйте, совершенствуйтесь и не бойтесь трудностей!
    Удачи в творчестве!
    Автор выражает благодарность Евгению Боровику за предоставление ценной информации, интереснейшие консультации, плодотворное и позитивное дружеское общение, без которого создание этого материала было бы невозможным.
    Анна Курц. 2008.



  Еще о конкурсе:

  О ВЫСТАВКЕ ЗООСФЕРА 2008
  ОСОБЕННОСТИ КОНКУРСА
  КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
  КАК СОЗДАВАЛИСЬ АКВАРИУМЫ?
  ЦЕРЕМОНИЯ НАГРАЖДЕНИЯ
  ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ
  О ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЕ КОНКУРСНЫХ АКВАРИУМОВ, И НЕ ТОЛЬКО...


    РЕГЛАМЕНТ КОНКУРСА >>

    ОБОРУДОВАНИЕ и МАТЕРИАЛЫ,
    предоставляемые участникам конкурса >>


Спонсоры конкурса

Конкурс аквариумного дизайна

Компания "JBL"

Конкурс аквариумного дизайна

Компания "Europet"

Конкурс аквариумного дизайна

Компания "Aquatlantis"

Конкурс аквариумного дизайна

Компания "Агидис"



Информационные спонсоры конкурса

vitawater.ru Живая Вода - аквариумный и террариумный портал

Сайт "Живая Вода"

Конкурс аквариумного дизайна

Журнал "Aquaterra.ua"



Организаторы конкурса

Конкурс аквариумного дизайна

Выставка "Зоосфера 2008"

Unitex Ltd.

Компания "Унитекс" – официальный дистрибьютор компании JBL в России


  ВСЕ О КОНКУРСАХ АКВАРИУМНОГО ДИЗАЙНА


Наверх   На Главную страницу

Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru     

Аквариум. Современная Аквариумистика.
Правообладатель: Живая Вода®   Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации интернет-ресурса vitawater.ru запрещены.

   © Живая Вода, 2001-2016 гг.   @webmaster

Реклама