Новости, интересные факты
ихтиологии и аквариумистики

Найдены окаменелые останки древнейшего животного с мышцами

Haootia quadriformis

Необычная находка – окаменелые останки одного из древнейших животных на Земле – может также оказаться самым древним образцом мышечной ткани – групп клеток, отвечающих за движение животных.

Окаменелость возрастом около 560 миллионов лет была обнаружена в канадском Ньюфаундленде. Четырёхсторонняя симметрия, морфологические характеристики, а также, похоже, самые ранние известные науке отпечатки мышечной ткани позволили учёным Кембриджского и Оксфордского университетов и Мемориального университета Ньюфаундленда отнести находку к стрекающим – группе, к которой из ныне живущих животных относятся кораллы, актинии и медузы. Результаты исследования опубликованы в журнале "Proceedings of the Royal Society B".
Появление, начало эволюции и распространение животных принято относить ко времени кембрийского взрыва – периоду стремительного эволюционного развития, начавшемуся 541 миллион лет назад, которым датируется большинство древнейших окаменелостей основных групп животных.
"Однако обнаруженные за последние десятилетия отпечатки в горных породах и химические свидетельства, а также молекулярный сравнительный анализ позволили предположить, что животные появились гораздо раньше, чем считалось", – рассказал Алекс Лю с кафедры геологии Кембриджского университета, ведущий автор научной работы.
"Проблема вот в чём: хотя сейчас широкое распространение получила теория о существовании животных задолго до кембрийского взрыва, очень немногие окаменелости, найденные в более древних горных породах, обладают признаками, позволяющими уверенно отнести их к животным, – говорит Лю. – Вместо этого мы исследуем их экологические характеристики, способы питания и размножения, чтобы понять, чем именно они были".
Новая окаменелость, названная Haootia quadriformis, датируется эдиакарским периодом (635-541 миллион лет назад). Она отличается от всех ранее описанных окаменелостей эдиакария тем, что состоит из пучков волокон, расположенных симметрично по четыре: похожее строение организма характерно для современных стрекающих.
По мнению исследователей, сходство между Haootia quadriformis и стрекающими (как ныне живущими, так и вымершими) позволяет отнести окаменелость к этому типу, а пучки волокон представляют собой мышечную ткань. Таким образом, Haootia quadriformis – не просто редкий образец животного эдиакарского периода, но и одна из древнейших окаменелостей с признаками мышц.
"Приобретение живыми существами мышц, обеспечивающих точный контроль над движениями, позволило животным освоить целый ряд новых стратегий питания, мест обитания и экологических ниш. Благодаря этому животные стали доминирующей силой в глобальных экосистемах", – говорит Лю.

Источник: Science Daily