Новости, интересные факты
ихтиологии и аквариумистики

В Марианской впадине на рекордной глубине обнаружен новый вид рыб

На глубине свыше 8000 метров открыт новый вид рыб.

Профессор биологии Пол Янси из Колледжа Уитмена в штате Вашингтон и его сотрудники провели детальное изучение Марианской впадины на борту научно-исследовательского судна "Falkor".
В южной части Марианской впадины, расположенной в западной части Тихого океана недалеко от острова Гуам, находится "Бездна Челленджера" (Challenger Deep) – самое глубокое место Мирового Океана. В результате недавней экспедиции к впадине на борту научно-исследовательского судна "Falkor" на разных глубинах были обнаружены активные и процветающие сообщества животных. Экспедиция получила много новых данных, в том числе образцов пород из самых глубоких мест, и обнаружила новый вид рыб, обитающий на максимальной глубине из когда-либо зарегистрированных.

Экспедиционное судно

Глубоководную экспедицию HADES (Hadal Ecosystem Studies) отличает от подобных исследований Марианского желоба очень широкий спектр работ с использованием пяти погружаемых глубоководных аппаратов для отбора проб на глубинах от 5000 до 10600 м. Вместо того, чтобы сосредоточиться только на изучении самой глубокой точки в Марианской впадине, были предприняты согласованные усилия, чтобы лучше понять характер взаимодействия живых существ и геологических процессов по всей зоне ультраабиссали. Доктор Джефф Дразен сказал по этому поводу: "Многие исследования фокусируются на дне желоба, но с экологической точки зрения это очень ограничивает кругозор. Это все равно что пытаться понять экосистему гор, посмотрев лишь на их вершины".
Результаты этого исследования помогут ответить на важные вопросы о наименее исследованных экосистемах Земли, в том числе какие там живут организмы, как жизнь приспосабливается к экстремальным условиям, а также, сколько углерода из атмосферы достигает морских глубин, и как он там влияет на пищевые цепи.
Обнаружение экспедицией нового вида рыб поможет лучше понять механимы физиологических адаптаций животных к экстремально высокому давлению. Такие исследования проводятся в лаборатории профессора Пола Янси. Янси и его студенты, работая с животными с умеренных глубин, обнаружили специальные органические молекулы, которые защищают клетки глубоководных животных от воздействия высокого давления, деформирующего белки, такие как, например, ферменты. Эти виды защитных молекул в настоящее время тестируются на предмет использования в лечении заболеваний человека, вызванных нарушением структуры белков, таких как муковисцидоз. На основании изучения защитных молекул Янси предсказал, что рыба не сможет жить ниже примерно 8200 метров. До этой экспедиции максимальная глубина, на которой были обнаружены рыбы, составляла 7700 метров.
Экспедиция побила рекорд глубины, на которой живая рыба была бы поймана или заснята на видео. Рекорд в 8143 метров был установлен неизвестным ранее видом семейства Липаровые или морские слизни (лат. Liparidae), который буквально ошеломил ученых, когда был случайно заснят несколько раз в течение донных экспериментов. Белая полупрозрачная рыба с широкими крыловидными плавниками и угревидным хвостом медленно скользила над дном.

Кроме того, образцы пород, собранные с внутреннего склона желоба на максимальной глубине, являются продуктами одного из самых ранних вулканических извержений в пределах Марианской дуги. Эти породы несут значительный объем информации о геологии системы Марианского желоба.
Венди Шмидт, одна из основателей и вице-президент Океанографического института Шмидта (Schmidt Ocean Institute), была в восторге от успеха экспедиции. "Мы редко получаем полную перспективу уникальных экологических ниш Мирового океана. Вопросы, на которые ученые смогут ответить благодаря этой экспедиции, облегчат понимание жизни морских глубин, которые не защищены от антропогенного воздействия."

10 января 2015 г.