Новости, интересные факты
ихтиологии и аквариумистики

Новый модельный организм для исследования механизма старения: короткоживущая африканская рыба

нотобранх Фурцера

Исследовать механизм старения и связанные с ним заболевания не так уж легко, потому что используемые на сегодняшний день для таких исследований позвоночные (например, мыши) живут сравнительно долго, а беспозвоночные, чей век короток (например, черви и дрожжевые грибы), не обладают основными характеристиками, присущими человеку. Учёные из Стэнфордского университета нащупали "золотую середину": с помощью инструментов изменения генома они проанализировали механизм старения у короткоживущих африканских рыб – нотобранхов Фурцера. Исследователи надеются, что эти рыбы послужат ценной моделью для изучения, предотвращения и лечения заболеваний, связанных со старением. Новая научная работа опубликована в журнале Cell.

Африканские нотобранхи Фурцера живут во временных водоёмах Зимбабве и Мозамбика, исчезающих в периоды засухи. Поэтому, в отличие от своих родичей, обитающих в постоянных водоёмах, они выработали короткий жизненный цикл – всего 4-6 месяцев. Это делает их идеальными моделями для изучения старения. Однако до сегодняшнего дня существовало мало генетических инструментов, пригодных для их исследования.
С помощью недавно созданной технологии изменения генома, базирующейся на системе CRISPR/Cas, исследователи смогли разработать платформу, необходимую для экспериментального использования этих рыб. "Это означает, что нам теперь известно их генетическое строение, и мы можем менять их гены и вносить в них мутации для более полного понимания механизма старения и связанных с ним заболеваний", – говорит один из авторов исследования, Энн Брунет, профессор генетики Стэнфордской медицинской школы.
Некоторые такие "рыбы-мутанты" уже доказали свою перспективность в качестве моделей для изучения старения и связанных с ним заболеваний. "Одна из наших рыб способна болеть человеческим заболеванием под названием “врождённый дискератоз”, – но это заболевание протекает у неё гораздо быстрее, чем у человека. Эта болезнь бывает вызвана нарушениями в механизме поддержания теломеров (концов хромосом), – рассказал ведущий автор исследования, Итамар Харель. – Рыбы-мутанты, как и люди, страдающие этим заболеванием, демонстрируют нарушения состава крови, работы кишечника и репродуктивных функций".
Теперь, когда учёным доступны инструменты, необходимые для быстрого изменения генов нотобранхов, эти модельные организмы можно будет использовать для отслеживания соответствующих генов и поиска лекарств, замедляющих или обращающих вспять старение и связанные с ним заболевания.
"Достичь понимания того, как в геноме зашифрована такая сложная характеристика, как продолжительность жизни, – одна из самых трудных и интересных задач современной биологии, – добавила Брунет. – Эта модельная система и созданные нами инструменты и ресурсы могут помочь в решении этой задачи".

Источник: Science Daily