Новости, интересные
факты герпетологии
и террариумистики

Как ящерицы отращивают хвосты: открыт генетический "рецепт"

Anolis carolinensis

Поняв процесс регенерации хвоста у ящериц, ученые, возможно, смогут применить эти знания для восстановления конечностей у людей. Недавно исследователи из Университета штата Аризона на шаг приблизились к разгадке этой тайны. Они открыли генетический "рецепт" регенерации хвоста у ящериц: он сводится к сочетанию правильных ингредиентов в нужном количестве.

Группа исследователей из разных областей науки воспользовалась самыми современными инструментами молекулярного и компьютерного анализа для исследования генов, активирующихся в процессе регенерации хвоста. Исследование проводилось на североамериканских анолисах (Anolis carolinensis). Попавшись хищнику, эти ящерицы могут отбрасывать хвост, который затем отрастает.
Результаты исследования опубликованы в журнале "PLOS ONE".
"У ящериц в целом тот же набор генов, что и у людей, – рассказал ведущий автор исследования, Кенро Кусуми. – Это самые близкие к человеку животные из тех, кто способен регенерировать целые части тела. Мы обнаружили, что в процессе регенерации активируется не менее 326 генов, включая гены, участвующие в эмбриональном развитии, реакциях на гормональные сигналы и заживлении ран".
Другие животные, например, саламандры, головастики лягушек и рыбы, также способны регенерировать хвосты – у них отрастают, в основном, кончики. У всех этих животных в процессе регенерации запускается генетический механизм, который называется "сигнальный путь Wnt" – процесс, необходимый для контроля стволовых клеток во многих органах, таких как мозг, волосяные луковицы и кровеносные сосуды. Однако у ящериц свой уникальный способ восстановления тканей – они распределяются по всему хвосту.
"Регенерация – не мгновенный процесс, – говорит Элизабет Хатчинс, соавтор научной работы. – На самом деле, у ящерицы уходит больше 60 дней на то, чтобы отрастить полностью действующий хвост. Для этого в организме ящерицы формируется сложная структура регенерации, и новые ткани образуются во множестве мест вдоль всего хвоста".
"Нам удалось выделить один тип клеток, необходимый для регенерации тканей – добавила Джин Уилсон-Роулс, соавтор исследования. – Как и у мышей и людей, у ящериц есть клетки-сателлиты, способные расти и образовывать скелетные мышцы и другие ткани".
"Используя самые современные технологии секвенирования генов, проявляющихся в процессе регенерации, мы раскрыли тайну того, какие гены необходимы для восстановления хвоста ящерицы, – говорит Кусуми. – Приспособив этот рецепт к человеческому организму, возможно, в будущем получится так же "отращивать" человеческую хрящевую ткань, мышцы или даже спинной мозг".
Ученые надеются, что их открытие поможет в исследовании новых подходов к восстановлению поврежденного спинного мозга, исправлению врожденных дефектов и лечению таких заболеваний, как артрит.

Источник: Science Daily