Rambler's Top100


logo














 

Интервью с интересными людьми

Подводная сказка Павла Баутина

    Павел Баутин – победитель X международного конкурса аквариумного дизайна IAPLC 2010 года, который организован родоначальником акваскейпинга Такаси Амано и проходит в Японии с 2000 г. Павел – не только первый из россиян, победивший на состязании такого уровня, но и первый европеец, завоевавший главный приз конкурса.
    Но, даже если победы в Японии и не было бы, Баутин все равно был, есть и будет ярким и талантливым аквариумным дизайнером и художником, доброе имя которого известно как в нашем городе, так и за его пределами.

Галерея Природного Аквариума Такаши Амано
Галерея Природного Аквариума Такаши Амано

    Его работа связана с аквариумистикой уже много лет. Павел возглавляет фирму, занимающуюся проектированием, изготовлением и обслуживанием дизайнерских аквариумов. Работает в разных техниках и стилях, но в творчестве предпочитает философию стиля Такаси Амано и выбирает акваскейпинг как основное направление своей художественной деятельности. Несмотря на богатство и разнообразие аквариумов, выполненных Павлом Баутиным, его стиль узнаваем в каждой работе. Это гармония цвета и формы, ярко выраженная "трехмерность", "объемность" пространства подводного мира, завершенность каждой композиции, творческая зрелость. На сегодняшний день существует множество привлекательных, талантливых и прекрасных подводных картин, но часто они остаются всего лишь красивой фантазией, тогда как в аквариумах Баутина есть та осмысленность и даже философичность, которая передается зрителю при взгляде на то или иное произведение: всегда можно понять идею аквариума, почувствовать, что именно автор хотел выразить в своей работе.
    Павел Баутин родился в 1979 году. Проживает в Санкт-Петербурге, женат, есть дочь Ярослава. Участник и призер многочисленных конкурсов аквариумного дизайна в России и за рубежом.

    – Вот есть Баутин – Мастер с большой буквы, есть Баутин-победитель, а есть ведь еще Баутин-человек. Как Вы пришли к своей профессии, а потом и к победе? Не секрет (журналисты уже задавали Вам этот вопрос), что первый аквариум появился у Вас уже в детстве, а что же было дальше?

    – Я много учился и работал, какое-то время мне было не до аквариумистики. А потом познакомился со своей будущей супругой, мы стали встречаться, а потом и жить вместе. В один прекрасный день мы поехали на "птичий" рынок, на Кондратьевский – за нашим первым аквариумом. Тогда я еще ходил в море. Вернувшись из рейса, я обнаружил, что аквариум находится в ужасном состоянии – конечно же, за ним ухаживали, но не умели делать это грамотно. Пришлось исправлять, восстанавливать, спасать свое детище, а потом я познакомился с приятелями жены, которые работали в зоомагазине, и через этих знакомых пришел в фирму Fish & dreams, где сейчас являюсь генеральным директором. Работу и фирму с тех пор не менял – здесь и рос над собой, и практиковался...

IAPLC 2009. Работа Павла занимает 128 место
IAPLC 2009. Работа Павла занимает 128 место

    – Как давно вы с братом Сергеем участвуете в конкурсах Амано? Для чего посылали туда свои работы?

    – Я посылал с 2007 года, а мой брат в 2010 году участвовал в конкурсе первый раз. Тот, кто занимается аквариумистикой всерьез и любит акваскейпинг, признает его как ведущее направление в собственном творчестве, всегда хочет поучаствовать в этом конкурсе, а завоевать призовое место – это заветная мечта каждого! Это и повод проявить себя в творчестве, и хорошая практика.

    – Каждый пацан, хрустя попкорном в кинозале, мечтает быть человеком-пауком или супергероем. Гоняя мяч во дворе, он мнит себя Бэкхемом или Рональдо, а засыпая с любимым томиком фантастики под подушкой, видит себя во сне отважным капитаном космического корабля. Мечтаний и желаний у человека много, но проходит время, и одна единственная мечта затмевает все остальные и становится уже не мечтой, а конкретной целью. Когда Вы почувствовали, что аквариумный дизайн – это "Ваше"? Что хочется связать с этим всю свою жизнь?

    – Именно тогда, когда начал участвовать в конкурсах.

    Павел Баутин – участник различных конкурсов и семинаров по аквариумистике. На нашем сайте есть другие материалы, затрагивающие творчество Павла: изготовление аквариума для конкурса на выставке "Зоосфера", круглый стол "Природный аквариум Такаси Амано" (Москва, 2009г.).

Сергей и Павел Баутины вместе с Роландом Бёме (генеральным директором компании JBL)
Сергей и Павел Баутины вместе с Роландом Бёме (генеральным директором компании JBL)

    – А не тогда, когда сделали свое любимое хобби профессией?

    – Нет.
    Работа – это одновременно и радость, и головная боль для всех "подводных художников". Большинство аквариумов, которые изготовляются на заказ – предсказуемы и тривиальны. Всем нужны яркие краски, голубоватый свет, большие рыбы, пользующийся спросом декор вроде корабликов, подводных пещер, осколков "древнегреческих" колонн, кораллов и прочие банальные вещи. Искусство создания акваскейпа понимают и любят далеко не все, многие даже представления не имеют о том, что же это такое.
    Теперь вы видите разницу между понятиями "аквариумный дизайнер" и "подводный художник", как я сам себя называю? Дизайнер – это тот, кто делает "красиво" по требованию клиента. Художник – тот, кто творит. Одно другому не мешает. Надо ли работать в области аквадизайна, чтобы стать хорошим мастером? Вопрос спорный. С одной стороны – это замечательная практика, если ты хочешь чему-то научиться. С другой – все равно творчеством надо заниматься, иначе останешься только теоретиком, завистливо вздыхающим над фотографиями аквариумов-шедевров. Поэтому надо давать выход своему вдохновению и фантазии, создавая аквариумы в домашних условиях, но когда ты идешь к заказчику, буйные фантазии и прекрасные мечты лучше оставить дома и настроиться на деловое общение.

Павел Баутин и Штефан Вальтер (директор по специальным проектам DENNERLE) на презентации компании DENNERLE
Павел Баутин и Штефан Вальтер (директор по специальным проектам DENNERLE) на презентации компании DENNERLE

    – Понятно, что любой аквариум не вечен. Растения разрастутся, рельеф дна изменится и т.д. Что для Вас и для заказчиков интереснее и актуальнее: поддерживать аквариум в прежней "форме" или периодически его кардинально менять? Или в разных случаях по-разному? И, раз уж мы затронули такую тему, можете ли Вы более подробно рассказать о работе с клиентами?

    – Какой хороший и интересный вопрос! Я занимаюсь дизайном и обслуживанием аквариумов уже более десяти лет. И знаете, мне удалось сделать несколько очень интересных выводов! Если "хозяйка" аквариума – женщина, она тяготеет к постоянству и ничего не хочет менять. А вот мужчины – совсем другое дело: им быстро приедается один и тот же ландшафт, они хотят что-то изменить. Максимальное время, которое может "продержаться" мужчина – это год, не более. Наверное, дело тут в том, что женщины более сентиментальны и любят уют. Привязавшись к аквариуму как к живому существу (ну, тут они не далеки от истины!) женщины боятся и жалеют что-то менять потому, что в их понимании изменить – значит порушить. А мужчина – он экспериментатор, исследователь в душе, ему интересно все новое, ему надо двигаться вперед и не стоять на месте. Одно не лучше и не хуже другого, это просто разный подход.
    А что касается работы с клиентами... Знаете, профессиональный аквадизайнер становится со временем и хорошим психологом. Я часто вижу человека насквозь и с первых же минут могу угадать, что именно он захочет. Кроме того, бывают ситуации, когда заказчик хочет "так", а не иначе, и это нерационально, не умно или трудно выполнимо, но желание клиента – это закон. В таком случае я предлагаю ему альтернативные варианты, беседую, демонстрирую фотографии, пытаюсь как-то "разбудить" его воображение, заставить его мыслить самостоятельно... И в результате получается такая картина: я "подтолкнул" заказчика к чему-то, и он остался уверен, что это были его собственные пожелания, мысли и фантазии. И мне легко и в радость работать, и человек доволен, и результат хорош, и все вообще прекрасно... Этому не научить, это приходит только с опытом.

Работа Павла Баутина
Работа Павла Баутина

    – Возвращаясь к юношеским мечтам, которые есть и у взрослых людей... Понятно, что каждому аквариумисту хочется подняться на "эту самую" сцену и получить награду из рук самого Амано. И понятно, что не каждый дойдет до таких высот, но ведь у нас есть множество замечательных "подводных" художников, прекрасных аквариумистов, профессионалов и любителей. Если я хочу стать аквариумным дизайнером – с чего мне надо начать? Кому позвонить или написать, у кого спрашивать совета, какие первые шаги предпринять в плане практики?

    – Новичкам я посоветую только одно: завести свой собственный аквариум. Впереди вас ждут радости и интересные открытия, счастье и... разочарование тоже. Учиться придется на собственных ошибках, но эта практика позволит приобрести ценнейшие знания. Если вы хотите начать с нуля, в любом зоомагазине или салоне вам дадут не только все необходимое, но и брошюрки, выпускаемые той или иной фирмой-производителем. Там не только "восхваляется" какая-то продукция, там есть ликбез, есть азы, есть толковые практические советы. Такую информацию надо изучать внимательнейшим образом и четко следовать инструкции. Понятно, что исчерпывающей информации вы не получите, а со временем можете с чем-то и не согласиться, но на начальных этапах формирования, когда в человеке только просыпается аквариумист, никакой отсебятины и "самодеятельности" не может быть! Иначе это может привести к трагическим последствиям – например, заболеваниям и даже гибели рыб и растений. Если в аквариуме что-то пошло "не так", лучше не понимать, почему это происходит, но иметь чистую совесть: "я сделал все необходимое", но не вижу в этом свою вину. Чувство вины не самый лучший спутник аквариумиста, оно подрезает крылья, заставляет отчаяться и отказаться от своей мечты, а делать этого нельзя: вы упустите свой шанс и многое в жизни потеряете.
    Поэтому читайте рекламные проспекты и брошюры, прислушивайтесь к советам продавцов в зоомагазине, приобретайте литературу и практикуйтесь!

IAPLC 2010. Награждение победителей
IAPLC 2010. Награждение победителей

    – Хорошо. С этим понятно. Павел, а как же развить в себе художественный вкус? И как Вы стали художником, не имея никакого художественного образования?

    – Я всегда любил рисовать. Рисовал не гениально, но и не плохо – как и все дети. С радостью оформлял школьные стенгазеты, многое срисовывал с уже готовых картинок. Не могу сказать, что учителя пророчили мне славу художника, никто не звал меня в Академию и даже в художественную школу. Но...
    Когда я стал заниматься аквариумистикой всерьез и почувствовал себя дизайнером, мне приходилось действовать интуитивно. Крутил-вертел коряги и камни, пробовал разные ракурсы, переставлял декорации с места на место, экспериментировал со светом, растениями, грунтами и видел, как именно будет лучше, эффектнее, красивее. Наверное, любой человек, пусть и лишенный таланта, который даже прямую линию нарисовать без линейки не может, но любит живопись и отличает шедевр от поделки, а красоту от китча – уже художник в душе. А дальше – дело желания и практики.
    Итак, я работал, доверяясь интуиции. Многие друзья и знакомые удивлялись: надо же, ты не художник, а какие замечательные результаты, какая законченность композиции и т.д. А потом настал день, когда я познакомился с Евгением Боровиком, и моя жизнь изменилась. Он ввел меня в мир прекрасного, научил смотреть на искусство не просто восхищенно, но и с пониманием КАК это сделано, показывал, как работает закон "золотого сечения" на художественных полотнах и т.д. Женя мой учитель. Причем, как я уже говорил и раньше, он чуткий и грамотный учитель – всегда похвалит, укажет на ошибки, но никогда не говорит конкретно: "делай так-то" и "так-то". Он подсказывает, намекает, заставляет думать и фантазировать, чтобы ты сам пришел к пониманию вопроса и сделал все грамотно. Если действовать по указанию других, даже мэтров, ты ничего не поймешь и ничему не научишься. Твои глаза и твое сердце должны открыться сами.

IAPLC 2010. Момент славы
IAPLC 2010. Момент славы

    – У художника, где бы он ни был и чем бы ни занимался, есть базовый "набор": кисти разных размеров, темперная или масляная краска всего нескольких цветов (чтобы получить оттенки, ее можно смешать), этюдник для выездов на природу и т.д. У врача – чемоданчик с лекарствами и шприцами, где есть все необходимое для оказания неотложной помощи. У строителя – калькулятор, карандаш и рулетка для замеров. А каков "чемоданчик" аквариумного дизайнера?

    – Прежде всего, это пинцеты и ножницы. Увы, в нашей стране трудно и довольно дорого покупать профессиональный инвентарь – большинство производителей предоставляют на широком рынке любительские инструменты. Но это вовсе не беда! Есть такие художники и дизайнеры, которым достаточно лишь ножниц из канцелярского магазина! У каждого свой подход, свое видение аквариумной практики. Я бы посоветовал все же взять качественные, не самые примитивные, но и не самые "крутые" инструменты – их великое множество, но что пригодится на практике – решать уже вам самим. Хорошие ножницы, которые продаются в зоомагазинах или заказываются через Интернет, все-таки должны хорошо работать именно под водой. Растения нежные и хрупкие, они даже нежнее, чем человеческий волос, их надо чувствовать руками и понимать, как и что вы хотите сделать в тот или иной момент. Такие инструменты доступны по цене, но не дешевы.
    И еще: подобный инструмент индивидуален, как зубная щетка. Он любит одни руки, не дается никому другому и ни у кого другого не заимствуется. Тут уместным будет сравнение с парикмахером. Десятки фирм предлагают сотни видов ножниц, но для каждого мастера есть тот инструмент (или несколько инструментов), что легче всего "ложится" в руку, с ним приятнее и проще работать. Это личное свойство каждого человека и каждого мастера.

Аромат леса – аквариум-победитель IAPLC 2010 года
Аромат леса – аквариум-победитель IAPLC 2010 года

    – Про Ваш аквариум-победитель уже все писали много раз. Понятно, что он стал замечательным, выдающимся шедевром. Но я уверена, что такой он не один. Есть ли у Вас любимые творения, аквариумы, которыми особенно хочется гордиться?

В процессе создания работы
В процессе создания работы

    – Когда делаешь аквариум, он кажется тебе не только самым любимым, но и самым лучшим из всего того, что ты делал ранее. Это не гордыня, это не хвастовство, это просто ощущение, которое захватывает тебя целиком, а еще это совершенно не удивительно, ведь ты вкладываешь в аквариум всю свою душу! Но проходит время, ты смотришь на фотографии и понимаешь: сейчас я сделал бы это лучше. И это – тоже нормально! Это происходит потому, что ты все время чему-то учишься. Художник должен совершенствоваться всю свою жизнь и никогда не останавливаться на достигнутом.

Анна Курц, фото из архива Павла Баутина.
14.04.2011 год


Обсудить интервью и задать вопросы Павлу Вы можете на форуме >>>


Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru     

Аквариум. Современная Аквариумистика.
Правообладатель: Живая Вода®   Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации интернет-ресурса vitawater.ru запрещены.

   © Живая Вода, 2001-2016 гг.   @webmaster

Реклама