Rambler's Top100

logo

РАССКАЗЫ О ПУТЕШЕСТВИЯХ

Индия. Почему туда надо ехать с аквариумистами?

Часть II. По водоемам в окрестностях Тривандрума

Один из дней нашего пляжного отдыха я решил посвятить поискам водных и прибрежных растений. Мои товарищи поехали кататься на слонах, а я отправился к реке, которую приметил еще по пути из аэропорта. Я прошел по пляжу мимо рыбацких лодок и срезал дорогу к стоянке такси.

Мимоза стыдливая

В итоге я попал в заросли мимозы. Мимоза пудика – мимоза стыдливая, помните из детства при посещении Ботанического сада: "не тронь меня – завяну я". В оранжерее ее берегут, мимоза боится сквозняков и требует регулярного полива. Здесь – сорняк жуткий. Ее как грязи. Ноги царапает и не стыдится...

Игра в шары

Игра в шары. Играют таксисты в ожидании клиентов. Мне тоже предлагали, весьма дружелюбно. Некоторые таксисты довольно понятно говорят на английском.

Трехколесное мототакси

Вот такой тук-тук (на фото справа) или трехколесное мототакси я себе и арендовал. Тук-тук достаточно удобен – он весь продувается во время поездки и, главное, это в 1.5-2 раза дешевле такси. Так своему шоферу (может быть назвать его тук-тукером?) за 5 или 6 часов работы я заплатил 400 рупий (на 2008 г. – около 200 руб., сейчас чуть больше). Водителя этого тук-тука я на всякий случай спросил, говорит ли он по-английски. Тот твердо ответил: "Да". Я объяснил простыми словами, что мне надо доехать до реки, и мы тронулись. Отъехав метров 500, а может и километр, тук-тук остановился, и шофер на своем родном, по-видимому, малалайском языке стал что-то говорить, бурно жестикулируя. Единственное, что я понял – по-английски он не говорит. Возвращаться к стоянке, которую еще надо найти, да по жаре, совсем не хотелось, тут расчет тук-тукера был правильный. Я стал объяснять жестами, что мне надо. Я по-разному двигал руками, издавая при этом характерные (как мне кажется) для текущей воды звуки. Ничего! Показал, как я плыву. Ноль эмоций. Я стал на разные лады произносить английское, а затем, на всякий случай, и русское слово "река". Нифига! Словосочетания типа: бегущая вода, идущая вода, свежая вода, несоленая вода, не морская вода, родили в голове моего водителя какие-то ассоциации, и он, улыбнувшись во весь рот, что-то крикнул, и наш тук-тук стартовал. Каково же было мое удивление, когда он привез меня в какой-то поселок к дому, на котором висела английская надпись: "здесь продаются путевки на Beck Water". После этого, с помощью решительных жестов и громких слов (всегда кажется, что чем громче, тем понятнее), я каким-то образом объяснил этому тук-тукеру, что мы едем к Тривандруму, я скажу СТОП, и он СТОП!!! Так и поступили.

Река под Тривандрумом

Река под Тривандрумом. Посмотрел и понял – даже за своими любимыми водными растениями я туда не полезу. Цвет – кофе с молоком, тут же плавают бутылки, бумажки, пластиковые мешки. Я старался снимать так, чтобы мусора в кадр попало поменьше.

Колоказия (Colocasia)

Так вот растет в этой реке колоказия (Colocasia). Мой друг сказал что это "кало-казия", раз растет в таком вот жидком э... гумусе.

Антисанитария

Пока я раздумывал, не поискать ли мне индуса с лодкой, к реке подъехала машина, и женщины в форменных зеленых сари выгрузили пустые синие пластиковые ящики. Вонь от разлагающейся рыбы сдвинула меня с места. Уходя, я несколько озадаченно смотрел, как ниже по течению от вонючих ящиков продолжают весело купаться индийские мальчишки.

Пруд с элодеей, кувшинками и лотосами

Наученный предыдущим опытом, я просто махнул водителю в нужную сторону, и мы поехали обратно. Около небольших то ли луж, то ли прудиков, которые я приметил по дороге, я сказал СТОП. В небольшом прудике глубина воды была 60-80 см. Точнее чистой воды не было – все было забито элодеей, росло несколько кувшинок и лотосов.

Видна элодея в воде, а на поверхности два папоротника: азолла и сальвиния

Видна элодея в воде, а на поверхности два папоротника: азолла и сальвиния.

Bacopa monnieri

На мелководье росла бакопа монье (Bacopa monnieri).

Стрекоза

Стрекозой полюбовался. Она как-то не по-нашему крылья складывает.

Водный гиацинт

Другая "лужица", глубина воды в которой всего 20-30 см, была вся забита водным гиацинтом. Как я потом убедился, это плавающее южноамериканское растение, пожалуй, самое распространенное в водоемах Индии или, по крайней мере, в штате Керала.

Пистия

С трудом я нашел пистию. Более высокий водный гиацинт просто вытесняет ее из водоемов.

Ложбинка с грязью по колено

Далее я побрел по вот такой "ложбинке" между дорогой слева и домиками справа. И вскоре провалился в жидкую грязь по колено. Хорошо, что на мне были шорты, а ноги защищали плотно зашнурованные кеды.

Гигрофила

В мелких лужицах росла и цвела какая-то гигрофила, пуская корни в глубокую (как я убедился) жидкую грязь.

Цветущий циперус

Цветущий циперус, очень похожий на циперус хелфери.

Лагенандра овальная

В Питере мне казалось, что растения, которые растут не в оранжерее, а на свободе, в нормальных природных условиях, будут просто идеальны, просто превосходны… Заросли лагенандры овальной, листья которой были кем-то сильно обожраны, меня переубедили.

Корова на фоне пандануса

На фоне – заросли пандануса, на более твердой почве паслась корова, а рядом с ней – пара цапель. Цапли что-то склевывали в траве и еще ловко ловили мух, которые летели на запах коровы. И тут со стороны домиков ко мне вышел мальчик лет 12. На хорошем английском он спросил, откуда я, и бойко пригласил меня в гости. В моей памяти всплыла история моего родственника, который поехал в Индию в командировку, проработал неделю, а в последний день в гостях у коллеги индуса поел домашней пищи. В итоге, уже в процессе полета домой он стал завсегдатаем одного интересного места. В Питере его вообще в Боткинскую больницу положили с диагнозом амебиаз. Вспомнив это, я отбарабанил мальчику что то вроде: "Огромное спасибо! Может быть в другой раз, у меня нет времени!". Зачем-то добавил: "Увидимся позже". После чего прыжками добрался до дороги и по обочине пошел к тук-туку. Что обо мне подумал мальчик, не знаю…

Водохранилище

Мой водитель вдруг проявил инициативу и сам привез меня к ближайшему водохранилищу.

У берега  на мелководье - заросли лотосов и кувшинок

У берега на мелководье – заросли лотосов и кувшинок.

Нимфейник индийский

Там же у берега нимфейник индийский.

Цветок нимфейника индийского

Мне очень нравится этот бахромчатый цветок нимфейника индийского.

Альтернантера рейника

Там же и альтернантера рейника.

Индийская пастораль

Индийская пастораль. Индусы из ближайшей деревни моют коров в водохранилище.

Водитель тук-тука

Водитель тук-тука так впечатлился моим интересом к водным растениям, что сорвал и подарил мне цветок кувшинки. К чему бы это? Вы, наверное, догадались – он потом со мной долго торговался о цене за работу. Любопытно, что английские числительные он знал неплохо.

Ботанический сад

Были и другие поездки во время нашего пляжного отдыха. Мы ездили в Тривандрум, осматривали местные храмы, были в музее, зоопарке. Я и еще двое человек съездили в Ботанический сад. Ехали до него 2 часа на такси, а приехали под закрытие. На всякий случай – Ботанический сад работает лишь до 15-00. Упросили экскурсовода, он же куратор одной из коллекций, он нас провел в ускоренном темпе, поработал даже на полчаса позже закрытия, а мы его на такси подвезли.

Цветок виктории амазонской. На входе в Ботанический сад было написано, что коллекция водных насчитывает около 70 видов и сортов, но, к сожалению, я их толком не увидел.

Dicrostachys cinerea

В саду много красивоцветущих растений, один из понравившихся мне цветков принадлежал (судя по этикетке) Dicrostachys cinerea.

Река с чистой водой

А вот реку с чистой водой мы увидели лишь в конце нашей экскурсии и времени ее посмотреть, увы, не осталось.

С.Чубаров, фото автора
30.01.2013

Наверх   На Главную страницу

Rambler's Top100      Рейтинг@Mail.ru

Правообладатель: Живая Вода®   Любые способы полного или частичного копирования и публикации данного текста и иллюстраций без письменного разрешения администрации интернет-ресурса vitawater.ru запрещены.