Rambler's Top100

Баратанг и Рангат –
это на Андаманских островах

Часть II. Рангат

К тому времени, как мы ушли с пляжа и дошли до центра деревушки, вблизи которой он расположен, уже окончательно стемнело – солнце садится быстро, и кромешная тьма начинается там около 18-00. Кто не хотел участвовать в поисках зверей, уехали на рикше в отель, а мы пошли по дороге в сторону. Идея состояла в том, чтобы отойти подальше от ярких уличных фонарей и оживлённых мест, а уже в темноте ручными фонариками высвечивать блестящие глаза квакающих и молчащих созданий. Сказано – сделано. К нашему удивлению, освещенные дома никак не хотели заканчиваться, но вскоре всё же среди огней появилось тёмное пятно, откуда доносилось кваканье. Пойдя на звук, мы увидели неоконченную стройку, где в дождевой воде, залившей фундамент, была жизнь. В течение пяти минут оттуда были выловлены лягушки и змея. Всю добычу мы уложили в сумку, чтобы сфотографировать при дневном освещении.
А пока, услышав вдалеке лай собак, мы поспешили удалиться – перспектива объяснять индийцам, что делают ночью двое белых иностранцев на стройке с фонариками, никак не вдохновляла.
И потопали мы дальше.
В тропиках никого не удивить гекконами, снующими в свете фонарей по стенам жилых и не очень строений. Но каждый раз их так приятно видеть! Этот малыш позарился на крупную добычу.

геккон

Деревушка закончилась вместе с фонарями, и, наконец, заборы вдоль дороги сменились деревьями и кустарником. Сразу же со всех сторон стали доноситься голоса лягушек – лучшая музыка для ушей зоолога! Стоит отметить, что по дороге мы шли с включёнными фонариками, но как только видели свет редких фар – сразу же их выключали, чтобы не привлекать внимания. Мы пробовали несколько раз по тропинкам уйти в сторону от дороги, но становилось понятно, что эти тропки вели к жилым домам. Вскоре голоса амфибий стали раздаваться совсем близко – вдоль дороги тянулась неглубокая канава, заросшая кустарником и травой. Наконец-то! Заливистые трели доносились отовсюду, и делом пары минут было залезть по колено в воду, осторожно обойдя огромного паука, ползущего по веткам, и с восторгом ощутить меж ладоней движения маленького тельца. Вот оно! Наконец-то мы поймали ракофориду на Андаманских островах! Посадили в мешок одного самца, потом и другого. Самок видно не было, да и находились мы здесь совсем недолго, и первым делом хотелось поймать несколько экземпляров, которые сразу попались на глаза, а затем уже приступить к тщательному осмотру места. И вот выловлен третий самец. Чтобы посадить его в мешок, не упустив первых двух, я вылезла из канавы. Естественно, фонари на это время выключили. Посадили, стали класть мешок в сумку и, когда начали её застёгивать, нас осветили фары проезжавшего мимо мотоцикла. Ой...
Мотоцикл остановился, из него вышел человек и пошел в нашу сторону. Пока он шёл, подъехал другой мотоцикл и остановился рядом. Вот честно скажу, сомнительное веселье – мы со зверьём в сумке, на обочине ночной дороги, с выключенными фонариками... На островах запрещено ловить животных и собирать растения, но как иначе сделать хорошее фото лягушек в таких условиях? Вот мы ловили всё, что видели, чтобы утром сфотографировать их при естественном освещении и после отпустить обратно, что и сделали. И вот к нам идут местные жители, которые высветили нас своими фарами в ночи. Ну что ж – значит быть разговору. Право переговоров оставила мужчинам – в Индии сегрегация полов весьма заметна, и если индийцы общаются с группой людей, то разговаривать они начнут в первую очередь с мужчиной. Последовали вопросы: кто мы, и что ночью тут делаем. Пока звучали вопросы, возле нас остановились ещё несколько транспортных средств – в общей сложности мы оказались окружены почти десятком человек. Через пару минут мне задали те же вопросы. Хорошо быть девочкой – "включила блондинку" и стала рассказывать о том, как нам тут нравится, как хорошо было на пляже и как, восхищённые этой красотой, мы решили прогуляться пешком. Пришлось предварить вопрос о выключенных фонариках, т.к. это один из главных моментов, который тревожил вопрошающих. И я начала восторженно вещать о том, как прекрасна ночь, как изумительно поют насекомые, и как удивительны светлячки, во множестве летающие вдоль дороги… Мол, для того, чтобы можно было ими любоваться, мы даже фонари не включаем! Моя пылкая речь и глупое выражение лица поспособствовали тому, чтобы народ успокоился. Теперь я начала задавать вопросы, и оказалось, что возникшие в ночи – это полицейские, которые нас уже больше часа ищут! Выяснилось, что владелец отеля сообщил, куда следует о том, что из четырех туристов в отель вернулись лишь двое, и они поднялись на наши поиски! Волшебные правоохранительные органы Рангата! Выяснилось, что они уже несколько раз на машинах и мотоциклах проехали до пляжа и обратно, но нас не видели (ну ещё бы, фонарики-то мы выключали). Вот так!
Невозможно словами передать степень нашего удивления от происходящего и бурную радость по поводу того, что нашли они нас тогда, когда я уже вылезла из канавы, и амфибии были уложены в сумку. Как же нам повезло! Кстати, степень радости была почти равносильна степени грусти от того, что нам запретили дальше идти пешком. Сразу же у нас потребовали пермишн для проверки (это то самое разрешение, которое выдаётся в аэропорту по прилете на острова и здесь чуть ли не важнее паспорта) и усадили в одну из машин. В машине нам продолжили говорить о том, что мы не имеем права находиться ночью на дороге вне населённого пункта; что мы не имеем права в тёмное время суток находиться вне стен отеля; что нам запрещено подходить к лесу даже в светлое время суток. Слушать это было печально, даже очень. Вот в одном нам точно повезло – как только мы сели в машину, начался сильный ливень, который шёл почти всю ночь. Так за приятной беседой мы и доехали до отеля – нас подвезли прямо к двери и строго-настрого порекомендовали больше так не делать, после чего и отпустили с миром. Вот и славно, что так легко отделались! Да и в целом общение с местными полицейскими оказалось довольно приятным – ну не было в них никакой недоброжелательности и негатива, очень приятные в обращении госслужащие.

Xenochrophis tytlery

Andaman Keelback – Xenochrophis tytlery. Змейка живёт только на Андаманах и, возможно, на Никобарских островах. Милый ужик, плававший в воде в поисках амфибий, в ту ночь остался голодным, зато на следующий день был вновь отпущен в дикий мир вместе с лягушками.

Воронята

За ходом фотосъёмки с соседнего дерева наблюдали два непугливых воронёнка. Пройдёт совсем немного времени, и они превратятся в сильных и громогласных Corvus macrorhynchos, а пока они только симпатичные птенцы.

Лягушки

Ну а лягушки на островах, впрочем, как и везде, просто загляденье!
Ночное путешествие нас озадачило, и в сторону леса поутру мы поглядывали с опаской. Что промешало нам устоять перед соблазном минут на 20 уйти вверх по речушке, которую мы нашли на окраине Рангата.

Рангат

Очень приятно было оказаться в тени деревьев, и мы пошли вверх по течению.

Зверей за это время мы встретили немного. На первый взгляд кажется, как обычно в тропиках днём, что там никого нет. Однако, стоило только немного приглядеться, как стало видно, что повсюду бегают агамы – малыши, взрослые самцы и самки Сoryphophylax subcristatus бегали вдоль воды, ловко передвигаясь по камням, сидели на ветках и прятались в корнях деревьев.
Было очевидно, что людей животные не очень боятся – они далеко не убегали, долго присматривались, замирали и, если их спугнуть, вновь немного отбегали, а затем останавливались, оглядывались и спокойно наблюдали за нашими движениями.

Сoryphophylax subcristatus

Взрослые самки и самцы сидели на деревьях,

а малыши бегали по земле и старались спрятаться среди корней.

И даже взрослые ящерицы спокойно сидели на плече.
Этот вид ящериц – эндемик Андаманских островов – возможно, живёт и на Никобарах.
Хорошие зверёныши! Очень жаль, что события последней ночи не дали нам спокойно побродить в лесу несколько часов – опасаясь, что местные жители сообщат об этом полицейским, мы поспешили обратно.

Varanus salvator

И по пути в развилке на дереве, среди наваленных там камней, мы заметили молодого Varanus salvator, меньше метра в длину. Как же здорово, когда в природе можно увидеть живого варана, который спокойно отдыхает у воды!
Потом мы решили ещё раз наведаться на пляж в надежде уйти в другую сторону вдоль берега и найти кусочек дикой природы в месте, где туристам можно находиться днём. Рикша быстренько довезла нас к месту назначения.

река

Рядом с пляжем в море впадает река, по которой рыбаки уплывают прямо к своим домам в деревне.

рыба

Тут же на песчаном берегу лежала рыба, которая уже никогда не сможет плавать – то ли она выпала из рыбацкой сети, то ли её умершую вынесло волнами на берег. Как она оказалась на тёплом песке вдали от воды, мы уже никогда не узнаем.

Тюльпанные деревья (Thespesia populnea)

Вдоль всего пляжа растёт стена индийских тюльпанных деревьев (Thespesia populnea), некоторые из них цвели, в то время как на соседних деревьях висели уже высохшие коробочки плодов с семенами.

Черноголовый зимородок Halcyon pileata

Не только растения обращали на себя внимание, но и птицы – на камне у воды сидел черноголовый зимородок Halcyon pileata.

Рифовая цапля Egretta sacra

Невдалеке в ожидании добычи или просто на отдых примостилась рифовая цапля Egretta sacra.

Крабик

А под нашими ногами на берегу встретился крабик-малыш.

Hoplobatrachus tigerinus

Мы покинули каменистый берег и пошли в сторону мягкого песчаного пляжа. Успели только дойти до дерева и сложить под ним вещи, чтобы по белоснежному песку уйти в море, и тут начался дождь. Дождь на островах в сезон дождей выглядит, как мощная стена воды, которая без пробелов падает с неба и в считанные минуты заливает всё кругом. Но мы же купаться собрались, разве может вода, падающая с неба, помешать нам войти в воду морскую? Вода не могла, а вот молнии, сопровождающиеся мощными громовыми раскатами, вполне себе сумели "воззвать к разуму". Вот мы и уселись под деревом. Минут на пять. А потом подсчитали задержку звука, который следовал за молнией, и без опаски пошли гулять под дождём. К слову, дождь вызвал из убежищ множество молодых Hoplobatrachus tigerinus, которые прыгали по лужам среди бамбуковых беседок для туристов.

Раки-отшельники

Эта вода с неба лила до вечера с небольшими перерывами и явно никак не пугала множество раков-отшельников, которые сотнями ползали вверх и вниз по стволам и ветвям деревьев,

а также по песку среди камней.
В естественных углублениях, наполненных водой после отлива, была совсем другая жизнь.

Голотурия

В большом количестве в воде лежали чёрные голотурии – морские огурцы. В разных странах многие виды голотурий активно используют в пищу, называя их при этом трепангами.

А вот так интересно выглядит морской огурец в процессе кормёжки – своими ротовыми щупальцами собирает песок и отфильтровывает органические остатки.

Актинии

На камнях сидели разноцветные актинии – не очень яркие виды, но они были!

Офиуры

Рядом с актиниями под водой в большом количестве жили офиуры. Они старательно прятались под камнями, но длинные лучи, извивающиеся вокруг укрытия, предательски выдавали место их нахождения.

Краб

А вот у крабов встречается отличная маскировка – этого вообще не было видно среди камней, пока он не начал отпугивающе размахивать клешнями.

А этот малютка не прятался, он активно убегал и размахивал клешнёй. И вовсе не смущало его то, что размером он был всего несколько сантиметров.

Голожаберный  моллюск

Очень интересные создания природы встретились нам над водой. Такой вот странный голожаберный моллюск полз с одной стороны камня на другую,

периодически обращая на нас внимание и глядя при этом практически "глаза в глаза".

Полихета

Длинное и тонкое жёлтое беспозвоночное класса Полихета быстро перебирало множеством "лапок" и практически "текло" по камню.

Хитон

Впервые я видела зверя из класса Хитоны (их ещё называют Панцирными моллюсками, и понятно почему!). Этот удивительный зверь прятался в углублении камня – очень странное и необычное живое существо, которое медленно и неохотно старалось уползти.

Тридакна

А самым ярким цветовым пятном на литорали были двустворчатые моллюски – молодые тридакны, которые во множестве были прикреплены к камням и сверкали своей синей мантией.
Как только ливень утих, мы покинули этот интересный пляж и ушли на остановку, откуда только почти через час смогли уехать в сторону отеля.
Ещё днём мы решили на следующее же утро покинуть место, где так внимательно следят за передвижениями туристов, и направиться обратно в сторону Порт-Блэра, заехав по пути на несколько дней в Баратанг – деревушку на одноимённом острове, которая так заманчиво выглядела на спутниковых снимках. И утром мы простились с гостеприимным, красивым, интересным и столь недоступным Рангатом, лелея надежду попасть в джунгли в неизвестном нам местечке с созвучным названием – Баратанг.